шапка

Козлов Георгий Иванович

(15.04.1918 - ?)

Командир 1-й эскадрильи, награждён «Орденом Александра Невского». Боевое крещение получил 02 июля 1942 года. За годы войны совершил 343 боевых вылета, плюс 149 боевых вылетов на штурмовку противника, лично сбил 8 самолётов и 4 самолёта в группе.

Родился в селе Петровское Панинского района Воронежской губернии Воронежской области

01.02.1939г. был призван в ряды РККА (Кагановичский РВК, г. Воронеж).

В октябре 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу им. В.П. Чкалова.

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года: пилот 65-го штурмового авиационного полка 103 оад ВВС Карельского фронта, младший лейтенант.

В воздушном бою 3 декабря 1941 года получил лёгкое ранение в правую ногу.

    За годы службы прошёл путь от младшего лейтенанта до полковника:
  • 767 истребительный авиационный полк
  • 65 штурмовой авиационный полк
  • 769 истребительный авиационный полк

В ноябре 1943 года - командир эскадрильи 768-го истребительного авиационного полка 122 истребительной авиационной дивизии ВВС Западного фронта ПВО, капитан.

Окончил войну в звании майора.

Летал на самолётах И-15бис, Харрикейн, Киттихаук.

После окончания войны остался в армии, занимал различные авиационные должности. Последнее воинское звание - полковник.

Был награждён:

  • Орден Красного Знамени
  • Орден Александра Невского
  • Орден Красной Звезды
  • Орден Ленина
  • Медаль «За боевые заслуги»
  • Медаль «За оборону Советского Заполярья»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Из воспоминаний сослуживцев:

«По долгу службы мне часто приходилось дежурить на КП со штурманом полка Георгием Ивановичем Козловым. В беседах с ним я порой забывал, кто Георгий Иванович про профессии – настолько широка была его осведомлённость в самых разнообразных вещах – от слесарного дела до поэзии. Ровесник Октября [то есть родился Г.И. Козлов в 1917 году], Георгий Иванович Козлов лётное дело любил до самозабвения. Войну он начинал лётчиком-штурмовиком, и цифры в его лётной книжке не могли не вызывать уважения: 150 боевых вылетов, свыше 40 воздушных боёв. За первые два года войны он уничтожил четыре немецких самолёта лично и три – в группе, на его боевом счету были танк, десятки автомашин, сотни солдат и офицеров».

Вспоминал В.П.Знаменский «В небе карельского фронта»:

«Первый мой ведущий в начале моего пути был Козлов Георгий Иванович, с которым довелось участвовать во многих боях, в послевоенное долголетие продолжил соколиную жизнь. В воинском звании полковника находился на различных командных должностях, передавая свои выдающиеся качества молодым поколениям летного состава». «Очень памятной осталась дата 23 июня (1942г.). Наша пятерка Харрикейнов во главе с ведущим капитаном Козловым Г.И., и его ведомым мл.лейтенантом Соколовым Г.В., старшиной Петренко В.Н. и пары прикрытия из старшин Знаменского В.П. и Калашникова И.М. взлетела по тревоге на отражение группы бомбардировщиков противника, летящей с запада к порту Мурманск. На западных подступах к Мурманску на высоте около 6000 м встретили группу бомбардировщиков – 12 самолетов Ю-88 и с хода атаковали ее на встречном курсе с массированным огнем из 60 пулеметов. Как обычно, это повторялось: строй бомбардировщиков рассыпался, экипажи без прицельно сбросили бомбы и стали разворачиваться восвояси. В это время я увидел, что нашу группу справа атакует множество МЕ-109, и, как позже выяснилось, их было 57 истребителей. Я по радио сообщил об атаке «Мессеров» капитану Козлову и немедленно развернул свою пару навстречу МЕ-109. Завязался жаркий бой. Динамику такого многоманевренного боя описать сложно. Мы, как могли, атаковали и уходили из- под атак противника. Огня в воздухе от трассирующих пуль было столько, что казалось мы находимся в ливневом сверкающем дожде. Четко запомнился момент: капитан Козлов с небольшим снижением атакует Мессершмидта, а справа сверху на него вышел на дистанцию стрельбы другой МЕ-109. Я бросился его отсекать, прицелился и начал обстрел. В этот момент снизу сзади третий МЕ-109 пушечным снарядом ударил по элерону левого крыла моего самолета. Он завращался и стал падать. Мне удалось вывести самолет из падения на малой высоте, после чего долетел на подбитом самолете до аэродрома и произвел посадку. Как выяснилось при разборе на земле этого полета, исход боя был следующим. Капитан Козлов был сбит, выбросился из самолета, раскрыл расцвеченный парашют и благополучно приземлился. Во время снижения ведомый Петренко стал его прикрывать, но немецкие летчики отогнали Петренко и сами прикрыли спуск Козлова до земли. По следующим наземным докладам выяснилось, что в бою мы сбили ведущего группы «Мессеров» и они прикрывая Козлова, приняли его за своего командира».