шапка

Гусинский Тимофей Демидович

(13.03.1920 – 07.10.2013)

Летал в 767 истребительном авиационном полку в качестве лётчика и старшего лётчика на самолётах «Харикейн», «Спитфайер», Як-9 Выполнил 52 боевых вылета и лично сбил 2 немецких самолёта Ме-109 в одном бою.

Родился в селе Мусиевка на Полтавщине

В 1938 году Тимофей поступил в Уральский сельскохозяйственный техникум (г. Уральск) на агрономическое отделение. Одновременно начал учиться в местном аэроклубе.

В июне 1940 года, после успешной сдачи экзаменов за второй курс, Тимофей остался ещё на месяц в техникуме для прохождения летной практики в аэроклубе. А в конце июля, по окончании летной практики, вернулся домой в Казахстан уже летчиком!

В конце 1941 года он поступил в Краснодарскую авиационную школу пилотов. Однако, учебу пришлось заканчивать в экстренном порядке, и уже в июне 1942 года Тимофей был направлен на Карельский фронт летчиком-истребителем.

С июня 1942г по май 1945г. участвовал в ВОВ в действующих авиационных частях.

Был награждён:

  • Орден Отечественной войны II степени
  • Орден Красной Звезды
  • Медаль «За боевые заслуги»
  • Медаль «За оборону Советского Заполярья»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Отрывок из главы о Петсамо-киркенесской операции из книги Михаила Жирохова «Асы над тундрой. Воздушная война в Заполярье 1941-1944»:

«Особенно упорные воздушные бои разгорелись 9 октября (1944 года). В течение дня летчики 7-й воздушной армии провели 32 воздушных боя, в которых заявили о 37 сбитых самолетах противника. Характерно, что большая часть воздушных боев происходила над территорией противника, что свидетельствует о наступательной тактике нашей авиации….
… Несколько упорных воздушных боев в этот день провели летчики 122-й истребительной авиадивизии ПВО. Утром войска в районе переправ через реку Валас- Йоки прикрывало звено 767-го истребительного авиаполка этой дивизии под командованием лейтенанта Н.Е. Матвеева.
Неожиданно выше себя летчики заметили шесть немецких истребителей Ме-l09, которые пытались со стороны солнца атаковать нашу группу. Энергично развернувшись, звено Матвеева пошло в лобовую атаку на врага. Уклоняясь от нападения с передней полусферы, пилот ведущего «Мессершмитта» отвернул влево, но попал под пулеметную очередь Матвеева и загорелся. Ведомый «Мессершмитт» хотел отсечь Матвеева, но ему помешал младший лейтенант В.П. Знаменский. Советский летчик и его противник в глубоком вираже старались зайти друг другу в хвост. Знаменский постепенно сокращал радиус и неуклонно приближался к «Мессершмитту». Немецкий пилот не выдержал и сорвался в штопор. Слаженно действовала в бою пара младшего лейтенанта Т.Д. Гусинского. Он и его ведомый младший лейтенант Ф.И. Цацулин, не раз выручая друг друга, записали себе по одной победе.»

Из книги В.П.Знаменского «В небе карельского фронта»:

«Гусинский Тимофей Демидович в армейской авиационной стезе достиг должности командира эскадрильи и продолжил летную жизнь в гражданской авиации. Его дар и способности ярко проявились в поэзии. Множество его стихов и поэм посвящены фронтовым товарищам. Его поэтические произведения изданы на Украине, где он принят в члены Союза писателей».

Краткая биография:

Получив семилетнее образование, в 1938 году Тимофей поступил в Уральский сельскохозяйственный техникум (г. Уральск) на агрономическое отделение. Одновременно парень начал учиться в местном аэроклубе.
В июне 1940 года, после успешной сдачи экзаменов за второй курс, Тимофей остался ещё на месяц в техникуме для прохождения летной практики в аэроклубе. Именно тогда он впервые после двух лет изучения теории управления самолетом поднялся в небо… А в конце июля, по окончании летной практики, вернулся домой в Казахстан уже летчиком!
В ноябре 1940 года Тимофея призывают в армию и направляют служить в пехоту. В конце 1941 года он поступил в Краснодарскую авиационную школу пилотов. Однако, учебу пришлось заканчивать в экстренном порядке, и уже в июне 1942 года Тимофей был направлен на Карельский фронт летчиком-истребителем. Там он был зачислен в 767-ой истребительный авиационный полк 122-ой истребительной авиационной дивизии ПВО. Здесь, на Карельском фронте, и состоялось боевое крещение молодого пилота Гусинского.
Следует отметить, что вплоть до конца 1943 года наши лётчики-истребители на Карельском и Северном фронтах вынуждены были летать на морально устаревших американских «Киттихауках», «Аэрокобрах» и «Харрикейнах» – что, естественно, давало большое преимущество немецким лётчикам, летавшим на «Мессершмидтах» последних моделей.
В октябре 1944 года командование фронта начало Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию. Ее целью было уничтожить основные силы 19-го стрелкового корпуса вермахта, сосредоточенные у поселка Петсамо (Северная Финляндия), и затем перейти в наступление на Киркенес (Северная Норвегия). Получив приказ, наши сухопутные войска перешли в наступление по всему фронту. Ожила и авиация! Следует отметить, что советские летчики с конца 1943 года уже летали на отечественных «Як-7» и «Як-9» – которые не только не уступали немецким «мессерам», но по некоторым характеристикам даже превосходили их! К тому времени на боевом счету Тимофея Гусинского были уже десятки боевых вылетов и несколько сбитых вражеских самолётов.
7 октября 1944 года Гусинский, в составе группы из четырёх самолётов-истребителей «Як-9», вылетел на смену другой группе истребителей, которые прикрывали наши наземные войска. Но над линией фронта группа Гусинского встретились с шестеркой «Ме-109». Завязался бой. В результате — четыре немецких «мессера» были сбиты, причём два из них — лично Тимофеем. Ни один из наших самолетов не пострадал.
Через тридцать лет после войны этот бой вспомнит писатель Иван Иноземцев в своей известной книге «Крылатые защитники Севера». Победу Тимофей Гусинский встретил на своем «родном» аэродроме в 10 километрах от Мурманска. Демобилизовался в 1960 году.
После демобилизации устроился работать в ДОСААФ автотренером в г. Орел. Впоследствии Тимофей Демидович переехал на Украину, и с 1963 по 1993 годы работал в г. Кировограде на различных должностях: летчиком-инструктором при учебно-авиационном центре ДОСААФ, диспетчером школы высшей летной подготовки, механиком противопожарного оборудования в областном архиве…
С 1995 года активно занялся общественной и литературной работой. С 2001 года – член Кировоградского областного литературного объединения «Степь». Издал поэтические сборники: «Себе и товарищам», «Крылатое сердце», «Гимн прожитому», «Сильны дружбой и братством».
Родина высоко оценила заслуги лётчика: за свои подвиги он получил три ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Советского Заполярья», медаль «За боевые заслуги» и другие награды. Умер Гусинский Тимофей Демидович 7 октября 2013 года, похоронен на Мусиевском сельском кладбище.